15.07.2014

Мобильный терминал официанта

Журнал "Гостиница и ресторан", № 4-2014
Европейская традиция десятилетиями работать официантом в России не прижилась. Профессию официанта считали и считают недолгой подработкой или некоторой стартовой точкой, позволяющей сделать карьеру в ресторанном или гостиничном бизнесе. На этой позиции, как и на любой другой линейной, наблюдается очень существенная текучка кадров. Вторая проблема, часто связанная с линейным персоналом, – воровство. Обворовать, обмануть владельца или управляющего – традиция в российском бизнесе, особенно в том, чьи особенности позволяют находить самые разнообразные способы обмана.

Зависимость от человеческого фактора – одна из самых неприятных проблем индустрии гостеприимства, поэтому рестораторы стараются не упускать возможности автоматизировать и систематизировать те процессы, которые можно автоматизировать. Поэтому не удивительно, что все большее распространение получает гаджет, еще недавно казавшийся экзотикой. Речь идет о мобильном терминале официанта.

Какие задачи, выполняемые персоналом, позволяет упростить и автоматизировать этот переносной агрегат? Оправдывает ли он вложенные в него деньги? Всем ли он нужен?

О том, что это за «игрушка» и с «чем ее едят», рассказывают специалисты:
Галина Ретуева, коммерческий директор компании UCS

галина_m.jpg

Зачем нужна подобная «игрушка» ресторанам? Каковы принципиальные преимущества мобильного терминала перед бумажным блокнотом?

Для многих ресторанных сетей, работающих на системе R-Keeper, мобильные терминалы официанта уже не являются модными «игрушками» – они стали эффективным инструментом для сокращения времени обслуживания гостя, увеличения оборачиваемости столов, повышения выручки заведения. Принципиальное преимущество мобильного терминала перед бумажным блокнотом заключается в исключении этапа записи заказа официантом сначала в блокнот, а затем его перенос в систему на отдельно выделенном стационарном терминале. С помощью переносного устройства заказ непосредственно от стола гостя попадает в систему, и с ним тут же начинает работать кухня и бар. Официанту не нужно каждый раз для оформления заказа или печати пречека бегать от столика гостя к стационарному терминалу, сэкономленное время и силы он может потратить для обслуживания большего числа гостей.

С мобильным терминалом сокращается количество ошибок при приеме заказа – имея под рукой меню в электронном виде, официант избавлен от необходимости расшифровывать сокращения, сделанные в бумажном блокноте.

Для каких ресторанов такое решение жизненно необходимо, для каких оправданно и для каких не имеет особого смысла?

Решение «мобильный официант» используется в ресторанах с высокой проходимостью и просто незаменимо при обслуживании бизнес-ланчей и массовом наплыве гостей – оно значительно сокращает время на прием и поступление заказа в систему, увеличивает скорость обслуживания и оборачиваемость столов. Благодаря тому, что переносные терминалы работают через Wi-Fi, это решение идеально подходит для летних площадок или залов, где по тем или иным причинам затруднительно прокладывать кабели для подключения стационарного терминала. В общем, если ресторан имеет большой поток гостей в течение всего дня или в какой-то период времени, нацелен на увеличение оборачиваемости столов и увеличение количества посадок, то без мобильных терминалов решить эту задачу максимально эффективно будет сложно.

Переносные терминалы можно использовать не только в ресторанах с полным сервисом, но и фастфудах. В системе R-Keeper для предприятий быстрого обслуживания есть решение «конец очереди», когда прием заказа осуществляется оператором с помощью мобильного терминала в очереди, а оплата и получение происходит на кассе. Это решение эффективно разгружает очередь, сокращает время ожидания для гостя, повышает его лояльность.

Решение «мобильный официант» не имеет особого смысла, если заведение работает в форматах магазин-ресторан, где нет или мало посадочных мест, или анти-кафе, когда оплата идет за количество часов, проведенных гостем в заведении, а не за заказанные блюда.

Какое программное обеспечение необходимо ресторану, который хочет завести мобильные терминалы для своего персонала? Любую ли АСУ можно «достроить» этим модулем?

Чтобы внедрить мобильные терминалы в существующую в ресторане АСУ необходимо, чтобы ПО терминала было интегрировано в действующую кассовую систему. Разработчики профессиональных ресторанных систем либо предлагают собственные программные модули, либо интегрируются с существующими решениями от других разработчиков ПО. Компания UCS предлагает клиентам решение «мобильный официант» на базе iPod Touch как специализированный программный модуль к самой популярной системе управления рестораном R-Keeper. Но в нашем портфеле есть также решение «мобильный официант на базе терминала Orderman Sol/Sol+», разработанное для системы R-Keeper V6.

Каких инвестиций потребует приобретение мобильных терминалов?

Для ресторанов, работающих на системе R-Keeper, компания UCS предлагает вполне бюджетное решение – мобильные терминалы официанта на устройствах iPod Touch 4-го и 5-го поколения. Одна лицензия ПО «Мобильный официант» обойдется в 6000 рублей, плюс стоимость самого гаджета – 8000–12000 в зависимости от модели.

Количество мобильных терминалов рассчитывается, исходя из задач конкретного ресторана (количество залов, столов, официантов в смене и пр.)

Мобильные терминалы требуют также установки точек доступа Wi-Fi. Радиус действия одной точки – до 100 м в помещении и до 400 м на открытой площадке. Затраты на одну Wi-Fi точку доступа составят еще пару тысяч рублей.

Мобильный терминал это специальный агрегат, или при наличии программного обеспечения можно использовать обычные планшеты или смартфоны?

Раньше на рынке были представлены только дорогостоящие специализированные устройства, теперь с развитием мобильных технологий разработчики ПО активно используют смартфоны. Наши мобильные терминалы работают в интеграции с профессиональными системами автоматизации ресторанов R-Keeper V6 и V7 на устройствах компании Apple: iPod Touch 4G/5, iPhone 4 и выше, iPad, iPad Mini. Модель iPod Touch 4G наиболее бюджетная и при этом обеспечивает надежную работу и удобна для использования: имеет большой экран, полной зарядки хватает на всю рабочую смену, небольшой вес, легко помещается в кармане и управляется одной рукой.Софт решения «Мобильный официант» (RkMobWaiter) можно самостоятельно скачать на AppStore после приобретения лицензии. Там же для тестового использования пользователям доступна демоверсия программы.

Необходимо ли специальное обучение персонала (насколько терминал сложен в освоении)? Дает ли использование мобильного терминала какие-то дополнительные возможности с точки зрения защиты от воровства?

Персонал ресторанов, работающих на системе R-Keeper, осваивает мобильные терминалы на iPod Touch довольно быстро, ведь это очень привычный гаджет, которым многие официанты пользуются в повседневной жизни. Интерфейс мобильного терминала разработан в стиле интерфейса стационарной кассы и имеет простую и понятную структуру. Поскольку решение «мобильный официант» интегрировано в систему R-Keeper, любые попытки злоупотреблений со стороны персонала – отмена заказа/удаление блюд из заказа на переносном терминале – не останутся незамеченными. Для их выполнения система потребует подтверждение от менеджера ресторана. Кстати, для максимально оперативного решения этой задачи мы разработали модуль «мобильный менеджер» – тот же «мобильный официант», но с расширенными менеджерскими функциями.

Какова, в общих чертах, модель работы терминала?

Регистрация официантов на мобильном устройстве производится по индивидуальному паролю в начале рабочей смены. С помощью мобильного терминала официант вводит заказ в систему, находясь у стола гостя. После сохранения заказ попадает в систему и сразу уходит на сервис-печать на кухню, где начинается его приготовление. Также с терминала можно отправить на печать пречек, если гость попросил его рассчитать. В системе R-Keeper у «мобильного официанта» есть еще ряд возможностей, расширяющих сферу их применения. Если ресторан использует решение «виртуальная карта» для клуба лояльных гостей, с помощью переносного терминала официанта происходит привязка виртуальной карты гостя к его текущему заказу. Переносной терминал обменивается информацией с кассовой системой по беспроводному каналу передачи данных, обеспечивает который точка доступа Wi-Fi.


pdf.png