Статьи

29.11.2018

С доставкой на дом: как растут сервисы онлайн-заказа еды

По данным исследований РБК за 2017 год, посещаемость заведений общепита снизилась на 7%. В выборку попали не только дорогие рестораны, но и фастфуд. Вместе с тем активность пользователей сервисов онлайн-доставки еды выросла на 17%, и, согласно прогнозам, до конца 2018 года рынок фастфуд сегмента перевалит за 100 млрд рублей. Насколько ожидания соответствуют реальности, разбирались аналитики r_keeper. 

Головокружительные успехи 

В России ниша фастфуда достаточно свободна и обладает колоссальным потенциалом. Общий объём рынка еды составляет около $9 млрд, при этом доля заведений общепита, предлагающих доставку готовой еды, ничтожно мала. Так, по данным «2ГИС», на каждые 4 775 жителей Москвы приходится всего один ресторан, предоставляющий услугу доставки блюд. Это почти каждый третий ресторан или кафе столицы. В Петербурге этот показатель и того меньше: на каждые 5 534 человека приходится одно заведение с доставкой, однако доля ресторанов с этой полезной опцией больше — она составляет порядка 66%. Обратная ситуация наблюдается в регионах: здесь обеспеченность сервисом исходя из плотности населения лучше, однако услугу готово предложить лишь каждое четвёртое или пятое заведение. 

Как отмечают в r_keeper, на данный момент сложились неплохие условия для развития бизнеса онлайн-доставки еды. По оценке экспертов, агрегаторы способны захватить рынок объёмом в $1 млрд. Высокий потенциал подтверждают международные участники. В 2016 году Mail.Ru Group купила сервис онлайн-доставки еды Delivery Club — на тот момент лидер сегмента в России. В 2017 году компания пополнила портфель активов 90%-й долей ZakaZaka, став его единственным владельцем. В свою очередь Яндекс приобрел Foodfox и с начала 2018 года развивает компанию под собственным брендом Яндекс.Еда, к которому также присоединился UberEats, купленный Яндексом ранее. Таким образом, оба IT-холдинга наращивают позиции на российском рынке, обеспечивая здоровую конкуренцию. 

shutterstock_544193146.jpg

Впечатляюще выглядит и динамика развития ниши. К примеру, у Delivery Club в 2016 году было около 400 тыс. заказов в месяц и порядка 600 млн. рублей годовой выручки. Спустя год, в 2017-м, заказы увеличились до 800 тыс., а годовой прирост составил 100%; при этом география присутствия достигла более 90 российских городов. Каждый второй пользователь услуги пользуется приложением не менее двух раз в месяц, то есть процент повторных покупок — более 50. Для сравнения: в 2014 году, когда Delivery Club покупала FoodPanda, сервис работал в 18 городах, пользователи совершали порядка 12 тыс. заказов в день, а ежемесячная выручка составляла $400 тыс. или 312 млн. рублей в год. На сегодняшний день владельцы сервиса — Mail.ru Group — убеждены, что смогут привлечь к агрегатору аудиторию своих социальных сетей. Рост подстегнёт и увеличивающаяся доля мобильных заказов, которая на сегодняшний день составляет более 75%. 

Чего изволите? 

По данным Delivery Club, если раньше основной пул заказов приходился на суши и пиццу, то сейчас заметен тренд на «здоровую еду». Сам сервис, в свою очередь, переориентируется на то, чтобы люди заказывали доставку не только по выходным и праздникам, поэтому большое внимание уделяется продвижению «обедов на каждый день», что само по себе экономически оправданно. На лето 2018 года объём фастфуда в структуре заказов составил лишь 40%, остальное пришлось на домашнюю кухню: супы, салаты, блюда из птицы. 

Как поясняет руководство сервиса, ещё недавно «еда на дом» связывалась исключительно с пиццей и суши, которые покупали не каждый день, что в конечном итоге сказывалось на выручке компании. Повысить частоту заказов помогли предложения повседневных обедов и ужинов, классических салатов, а также детского меню. К слову, в европейских странах тренд на здоровое питание актуален не первый год. Тему взяли на вооружение фастфуд-заведения, которые разбавляют своё традиционное меню позициями с приставками «био» и «эко», позиционируя их как более полезные и менее калорийные. Так, в меню европейского «Макдональдса», помимо привычных гамбургеров, есть роллы с моцареллой, рукколой, бальзамическим уксусом и помидорами.


shutterstock_431943298.jpg

Не столь оптимистичные данные демонстрирует статистика Mediascope: бессменными лидерами онлайн-заказов остаются суши и пицца — их выбирают 80% пользователей, подчёркивают аналитики компании. Причём предпочтения меняются в зависимости от региона. Так, в Центральной России в лидеры вышли бургеры, на Северо-Западе — пироги, в южных регионах — шашлыки, а в Сибири и на Дальнем Востоке — китайская кухня. Средний чек онлайн-доставки по стране составляет порядка 1,5 тыс. рублей. 

«Москвичи больше любят пиццу — итальянское блюдо заказывают в 52% случаев; суши с 16% заметно отстают», — говорится в отчёте за 2017 год Департамента информационных технологий. Интересно, что более половины гостей из Москвы совершают покупки по нескольку раз в месяц, 15% — несколько раз в неделю, а остальные — несколько раз в год. Петербуржцы, как поясняют в Delivery Club, помимо пиццы и суши, предпочитают бургеры. Также в городе на Неве популярными позициями для заказа через Интернет остаются блюда китайской кухни, десерты и шаверма. Статистика Яндекс.Еды за 2017–2018 годы подтверждает лидерство бургеров, откидывая пиццу на третье место, а суши — на второе. Стремительный рост  на американский фастфуд связан с подключением к сервису сети «Макдональдс». При этом в аналитическом агентстве NPD популярнейшей онлайн-позицией назвали всё же пиццу. На втором месте — суши и китайская кухня, на третьем — бургеры.